orientalist_v: (Ориенталист)
[personal profile] orientalist_v
Оригинал взят у [livejournal.com profile] dambiev в Как генерал Сергацков попал в Монголию.

Генерал-лейтенант Василий Фадеевич Сергацков, главный советник главнокомандующего  Монгольской народно-революционной армией. Фото 1947 года (публикуется в рунете впервые)

Любопытная история конфликта командующего 46-й армией, генерал-лейтенанта Василия Сергацкова с Лаврентием Берия в 1942 году на Закавказском фронте.Отрывок из книги А.В. Антонова-Овсеенко "Берия" :
В конце августа 1942 года командующий 46-й армией Василий Фадеевич Сергацков приказал нескольким полкам 20-й  горнострелковой дивизии подняться к перевалам, что расположены к востоку от Туапсе и преградить немцам путь к морю. Именно в это время туда прибыл Берия и потребовал от генерала объяснений. "Ты что же, хочешь облегчить немцам десантирование из Крыма?"- спросил он злобно. "Чтобы им десантировать оттуда, надо иметь на чем,- спокойно ответил Сергацков.- По данным нашей разведки, немцам понадобится не менее двух месяцев для подготовки. А за это время перевалы засыплет снегом и часть войск мы сумеем вернуть"
Берия отправился в Сухуми, где находилась его дача. Там он почти ежедневно собирал на совещание военных. а также партийных руководителей.
В первый же вечер он обратился к Сергацкову: "Доложите обстановку". Он ничего не забыл. Коротко охарактеризовав положение на своем участке фронта, Сергацков отметил. что самое тревожное происходит в районе Марухского перевала.
"Ваши предложения?"

Сергацков уже знал о том, что Берия пообещал "переломить хребет" командующему фронтом Тюленеву, если он еще раз заикнется об отправке на позиции части войск НКВД, дислоцированных в Закавказье.
Поэтому Сергацков не стал просить в помощь защитникам перевалов подразделения НКВД, более или менее подготовленные для действий в горах. Вместо этого он объяснил, что на турецкой границе стоит 9-я горнострелковая дивизия. Участок, охраняемый ею, сравнительно невелик, так что полтора полка этой дивизии постоянно находятся в резерве.

"Я предлагаю взять оттуда один полк и немедленно отправить к перевалам",- закончил доклад командующий армией. Наступило молчание. Берия неслышно постукивал карандашом по толстому сукну стола и пристально смотрел на Сергацкова. "Так-так,- произнес он.- Сначала, значит ты открываешь немцам дорогу из Крыма, потом отдаешь туркам Батуми".- " Но ведь там фронт в четыре раза меньший, чем на перевалах, товарищ нарком",- стараясь говорить убедительно, начал Сергацков. Но в этот момент карандаш в руках Берии хрустнул. "Да отдаешь ли ты отчет своим поступкам и предложениям?- закричал он и, перейдя на драматический шепот, скверно выругался. Бросил сломанный карандаш на стол и добавил:- Вот так и с тобй сделаю, если посмеешь предлагать что-либо подобное..."
Поскольку Берия приказал без его ведома не менять дислокации войск, командование решило отправить в горы хотя бы один полк. Случилось так, что Берия, отправляясь утром в обком, заметил возле железнодорожного переезда прибывший из батуми эшелон. Ему доложили, что идет выгрузка полка 9-й горнострелковой дивизии. Разъяренный нарком вызвал генерала Сергацкова.
Подошел вплотную, театрально размахнулся, ударил раз и второй. Сергацков твердо сказал: " Распоряжения отдавал я.
Так считаю необходимым".-"Где вагоны набрал?" - "Отовсюду".- "Кто собирал их конкретно?"- "Начальник военных сообщений армии. По моему приказу".- "Давайте его сюда"-" Он в отъезде и будет лишь завтра".-" Пришлешь завтра. А тебя я в порошок сотру". Как только Берия отъехал к Сергацкову подошел командир полка: "Что будем делать, товарищ генерал?"-" Разве я отменял свой приказ?". И полк двинулся к перевалу.
К тому времени Марухский перевал оседлала немецкая дивизия "Эдельвейс" и советским войскам предстояло выбить противника оттуда. По крутым тропинкам, под снегом и дождем, в летнем обмундировании, без боеприпасов, без подкреплений сражались солдаты 810-го полка. В начале сентября немцы прорвались к южному склону, разбив два полка защитников перевала.
Посланный генералом Сергацковым полк уже через два дня вступил в бой. Встретив на подходе к Глухори обходную колонну немцев он разбил ее и поднялся затем к Марухскому перевалу. туда же еще перебросили и артиллерийскую батарею все той же дивизии, которую Берия приказал не трогать.
В Военном совете фронта все же сумели убедить Берию в необходимости усиления горных частей. Вечером на даче Берия подошел к Сергацкову, скривил в улыбке лицо: "Хоть и залепил я тебе вчера, но правильно мы сделали. что полк отправили на перевал...Что думаешь делать дальше?"
Генерал предложил направить на перевал еще два подразделения. "Не вздумай!"
Сергацков решил рискнуть еще раз, вызвал командира 155-й бригады и, уединившись с ним в тихом переулке ("тут и у стен уши имеются"), приказал выступить этой ночью в строгой тайне. А на другой день...
"Это правда?"- спросил Берия."Да, товарищ нарком.- "Да как ты посмел?"- "Я посылаю войска туда. где идет драка".- стараясь оставаться спокойным, сказал Сергацков. Берия обратился к командующему фронтом:"Видишь? У тебя командарм что хочет. то и делает. Никто ему не указ"- " все это было согласовано со мною. ответил Тюленев."Я нарушил лишь ваше распоряжение, товарищ нарком,- сказал Сергацков,- потому что полагаю..."-"Молчать! -Берия выскочил из-за стола,- Я тебя расстреляю!"
Расстреливать командарма Берия все же не решился, но уязвленное самолюбие утолил полностью. Для начала понизил генерала в должности - до командира дивизии. а когда Тюленев после ряда успешно проведенных Сергацковым операций дал ему 2-й гвардейский корпус, Берия отослал строптивого генерала в Москву на преподавательскую работу, а затем в Монголию Так фронт лишился опытного военачальника.
В декабре 1953 года свидетель по делу Берии Василий Сергацков рассказал судебному присутствию о трагической гибели нескольких полков на горном перевале. перед судом опальный генерал успел ознакомиться с архивными документами. Ему показали две докладные записки, посланные Берией в Москву. Представитель Ставки сообщил из Сухуми о переброске подкреплений защитникам перевала- во исполнение его,Берии, приказа.
Отрицать на суде что-либо было трудно, и подсудимый признался:"Сергацков был прав. Все было, как он сказал".



May 2017

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags